По правилам за городом нужно ездить с включенными фарами даже днем. Но свет фар и подсветки панели приборов днем мало заметен водителю. Так можно и забыть выключить фары, и получить к концу рабочего дня разряженный аккумулятор.
Сигнализатор издает прерывистый звук, если двигатель заглушён, фары включены и открыта передняя дверь. Таким образом, если вы забыли выключить фары, – при выходе из машины сигнализатор вам об этом напомнит.
Схема проста. Состоит из генератора импульсов на микросхеме К561ЛА7, эмиттерного повторителя с микродинамиком на выходе, и трех диодов, отвечающих за логику работы схемы.
Положительный потенциал питания берем с цепи питания габаритных огней (она же цепь питания подсветки приборов, номерного знака). Этот потенциал поступает через диод VD3. Отрицательный потенциал на питание микросхемы поступает через диод VD1 от цепи внутрисалонного освещения, – от микровыключателей в дверях, которые замыкают контакт на минус при открывании двери.
И так, если фары включены и открыть дверь то на микросхему D1 поступает питание. Теперь нужно определить работает двигатель или выключен. Это можно сделать двумя способами. – по давлению масла и по наличию напряжения на системе зажигания.
В любом случае, катод диода VD2 нужно соединить либо с контактным датчиком давления масла («на лампочку»), либо с выходом замка зажигания. При работающем моторе здесь будет положительное напряжение и транзистор VT1 будет закрыт. При выключении мотора здесь будет отрицательный потенциал, и транзистор VT1 будет открываться импульсами от D1. Динамик В1 будет звучать прерывисто. В качестве динамика В1 можно использовать любой динамический или электромагнитный сопротивлением не ниже 16 Ом, без встроенного генератора, к примеру от телефонного аппарата, как на рисунке чуть выше.
|